Насилие над детьми
Насилие над детьми достаточно распространенное явление в современном обществе, ведь дети – самая незащищенная социальная группа. Насилие в отношении детей оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает процесс его социализации.
В последнее время всё более актуальной становится проблема насилия, осуществляемого в отношении ребёнка со стороны взрослых членов семьи, которая может носить комплексный характер или проявляться в определенных разновидностях.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим). Насилие – это сила слабого в самоутверждении через подавление других.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Виды насилия в отношении детей в рамках семьи:
Физическое насилие;
Психологическое (эмоциональное) насилие;
Пренебрежение основными нуждами ребенка;
Сексуальное насилие.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Возможные признаки!
• Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);
• Задержка физического развития;
• Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
• Боязнь идти домой после школы;
• Одиночество, отсутствие друзей;
• Псевдовзрослое поведение;
• Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
• Болезненное отношение к замечаниям, кри-тике, негативизм, агрессивность;
• Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
• Лживость, воровство;
• Жестокое обращение с животными;
• Склонность к поджогам.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Возможные признаки!
• Задержка физического, умственного развития;
• Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);
• Беспокойство или тревожность;
• Нарушение сна и аппетита;
• Длительно сохраняющаяся подавленность;
• Склонность к уединению;
• Агрессивность;
• Угрозы или попытки суицида;
• Чрезмерная уступчивость, заискивание;
• Неумение общаться, налаживать отношения;
• Низкая самооценка;
• Плохая успеваемость.
Формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, эксплуатация, игнорирование потребностей.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаток речевого общения ребенка со взрослыми (как следствие социальной депривации) существенно сказывается на его развитии. У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие всех психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.
Возможные признаки!
• Резкие изменения веса (потеря или прибавка);
• Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
• Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
• Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
• Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
• Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;
• Падение самооценки;
• Суицидальные мысли, высказывания или попытки.
Для предупреждения насилия с ребенком должна вестись разъяснительная работа о вероятных посягательствах на его свободу со стороны разных окружающих. В семье должна быть атмосфера доверия, важно уметь выслушать своего ребенка. Опытный взрослый заметит, что психогенная тема проявляется в появлении запинок, покраснении лица, повышенном потоотделении, невротических реакциях (грызёт ногти, выщипывает волосы, суетлив, тревожен, подозрителен).
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.
Возможные признаки!
• Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
• Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
• Ребенок ослаблен, голоден;
• Ограниченный рацион питания;
• Нарушение режима сна;
• Оставление детей надолго без присмотра;
• Травмы из-за недосмотра за ребенком;
• Нелеченые заболевания;
• Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.раскрыть » / « свернуть